Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote in ivanovska_gorka,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin
ivanovska_gorka

Category:

Реки, урочища, храмы Ивановской горки нач.16 века

М.В. Фехнер
МОСКВА И ЕЕ БЛИЖАЙШИЕ ОКРЕСТНОСТИ В XV И НАЧАЛЕ XVI ВЕКА
Настоящая работа является первой попыткой объединить и картографировать данные по топографии Москвы и ее ближайших окрестностей в XV—начале XVI в. (по 1533 г. включительно, т. е. кончая княжением великого князя Василия III). В основу работы положен летописный и актовый материал. Для расширения сведений по памятникам, которые упоминаются в источниках, и для уточнения их местоположения были использованы архивы И. Е. Забелина и М. И. Александровского, хранящиеся в ГИМ, а также картографический материал по Москве XVII—XX вв.

Мною выбрано то, что непосредственно относится к Ивановской горке (d1).

"В XV — начале XVI вв., распространившись далее на восток, Великий посад занял уже территорию Китай-Города. Границу Великого посада к этому времени, по всей видимости, составляли «сады»; они простирались от Златоустовского монастыря, который именовался «что па посаде в садех», до Кулижек и Воронцова поля. Так, великокняжеский дворец у ц. Владимира в садах считался загородным», а село Воронцово, где находился великокняжеский двор, служило местом летнего пребывания великих князей.


Наиболее значительные ПРИТОКИ Москвы-реки, которые пересекали территорию города в XV—XVI вв. или протекали в его ближайших окрестностях:
-Река Рачка, течение которой хорошо известно благодаря тому, что она нанесена на план Москвы 1805 г. Река брала свое начало из болотистой местности в районе Кировских ворот и Тургеневской пл. У Покровских ворот Рачка пересекала улицу Чернышевского, затем текла по Колпачному пер., Подкопаевскому и Подколокольному переулкам, пересекала Солянку и близ Устьинского моста впадала в Москву-реку.

УРОЧИЩА:
-Глинищи (Б. Спасоглинищевский пер. на Маросейке). Это урочище известно по духовной Адриана Ярлыка — старца Симонова монастыря (1460; ААЭ, I, 533).
-Кулишки (район пл. Ногина, б. Варварской пл. и Солянки). Урочище упоминается в связи с пожарами под 1472, 1488 и 1493 гг. (ПСРЛ, VI, 217, 227, 238; XII, 148, 219, 237).
-Подкопаево (Подкопаевский пер. на Солянке). Урочище упоминается в связи с пожаром 1493г.; здесь временно поселился Иван III после того, как сгорел дворец в Кремле (ПСРЛ, VIII, 227; XII, 237).
-Сады («в садех»). Сады простирались от Златоустовского монастыря до Кулишек и до Воронцова поля. Так, находящиеся здесь церкви обозначались «в садех» (например, ц. Покрова «в садех», ц. Владимир «в садех»; Златоустов монастырь «на посаде в садех»). Урочище упоминается под 1488 и 1514 гг. (ПСРЛ, VIII, 217; XII, 219; XIII, 18; ИЗ, XV, 294, 295).

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ И ПОСТРОЙКИ:
20. Дворовое место Адриана Ярлыка (Спасоглинищевский пер.). В своей духовной Адриан Ярлык писал: «А загородскый свой двор у святого Спаса на Глинищах, свою куплю, и с огородом, а то дал есми Фролу Яковлю и его жене и его детям» (АЮБ, I, 553).
21. Великокняжеский загородный двор (Хохловский пер.). Известен по духовной грамоте кн. Василия Дмитровича 1423 г. (СГГ и Д, I, 80).

ЦЕРКВИ:
40. Симеона Дивногорца (Маросейка). Построена в 1468 г. вел. кн. Иваном III в благодарность за то, что сильный пожар 1468 г. не перекинулся на Кремль (ПСРЛ, VIII, 154). Еше раз упоминается под 1547 г. (ПСРЛ, XIII, 455). В ружных книгах 1677 и 1681 гг. церковь упоминается под старым названием (ДАИ, IX, 323; М. д. И. М., II, 399). Считают, что церковь впоследствии получила придел Николы и после одного из пожаров была восстановлена с этим престолом. В ружной книге 1699 г. значится уже как ц. «Николая Чудотворца, что на Покровке в Блинниках» (Ук. МЗ, № 64).
41. Покрова в садех (Маросейка). Упоминается в летописи под 1488 г.: «и оттого погоре, от града до Кулижки мало не дошло до Всех Святых, да до Покрова в садех» (ПСРЛ, VIII, 217; XII, 219). Из последовательности, в какой перечисляются церкви, до которых доходил пожар 1488 г., заключают, что церковь находилась на Маросейке, против ц. Николы в Блинниках (Ук. МЗ, № 91). Вполне вероятно, что в то время начало Маросейки могло называться «Садами», так как Златоустов монастырь назывался «на посаде в садех»; недалеко также находилась ц. «Владимир в садех».
42. Спаса Преображения, что на Глинищах (Б. Спасо-Глинищевский пер.). Упоминается под 1460 г. в духовной Адриана Ярлыка (АЮБ, I, 553). В летописях не упоминается. В ружной книге 1677 г. церковь называется «Преображения Господня на Глинищах» (ДАИ, IX, 323).
43. Всех Святых на Кулишках (Солянка). Точных данных о времени первоначального построения церкви нет. Предполагают, что она была заложена в честь Куликовской битвы при вел. кн. Дмитрии Ивановиче (ИИвЦ, 38; МИП, III, 236). В летописи церковь упоминается под 1488 и 1493 гг. в связи с пожарами (ПСРЛ, VI, 238; VIII, 217, 277).
44. Пятницы (Солянка). Упоминается в духовной Адриана Ярлыка 1460 г. (АЮБ, I, 554). Последовательность перечисления церквей в этом завещании дает основание предполагать, что церковь находилась там, где впоследствии стояла церковь, называемая по строельной книге 1657 г. «Церковь Пятницы, что на Кулижках», т. е. в районе ц. Всех Святых на Кулижках (Ук. МЗ, № 151). Под 1547 г. в летописи упоминается, что горело «Варварьскою улицею Все Святые и святыа Пятница» (ПСРЛ, XIII, 153). Очевидно, церковь Пятницы и есть та церковь, которая упомянута в духовной Ярлыка. Возможно, что при церкви находилась в XV в. «Малая обитель», так как в завещании Ярлыка указывается: «Да велел есми дати своему отцю архимандриту Афанасью по своей душе... к святей Пятници игумену Еуфимыо 3 рубли» (АЮБ, I, 554).
45. Андрея Критского (близ Солянки, на территории Дворца труда, б. Воспитательного дома). Впервые упоминается в 1460 г. в духовной Адриана Ярлыка (АЮБ, I, 554), а также при описании пожара 1547 г. (ПСРЛ, XIII, 153). Считают, что в XVI в. церковь стала называться «Николай в Мыльниках» (Ук. МЗ, № 57). В ружной книге 1677 г., где обычно церкви названы по тому же имени, когда руга впервые была назначена, еще имеется: «Церковь Андрея Святого на Васильев Луг, что на Кулишках» (ДАИ, IX, 324). В ружной книге 1681 г. рядом с ц. Андрея Святого на полях приписано: «у Николы в Мыльниках» (М. д. И. М., II, 399). На плане Мичурина 1739 г. ц. Николы в Мыльниках еще обозначена, но в конце XVIII в. она была упразднена.
46. Николы в Подкопаеве (Подкопаевский пер.). Под 1493 г. в летописи упоминается, что вел. кн. Иван Васильевич после пожара, истребившего дворец в Кремле, временно поселился «у Николы Подкопаева под конюшнею в хрестианских дворех» (ПСРЛ, VIII, 227; XII, 237).
47. Владимира в садах (Хохловский пер.) Впервые упоминается в духовной вел. кн. Василия I в 1423 г.: «Да даю сыну своему князю Василию... да новый двор за городом у святаго Владимира» (СГГ и Д, I, 80). В 1514 г. была заложена каменная церковь, которая в 1516 г. была освящена (ПСРЛ, VI, 254, 280; VIII. 255; ИЗ, XV, 294, 295). Строил ее зодчий Алевиз Фрязин".


Чтобы рассмотреть карту, кликаем на неё, а на открывшейся странице кликаем на увеличительное стекло (в вехнем правом углу рисунка).

Источник


"Карфаген должен быть разрушен"(с) Хитровка должна быть сохранена!
Tags: планы и карты, ссылки, статьи, топонимика Ивановской горки, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments